вторник, 10 апреля 2012 г.

Церковь Святого Креста (Ахтамар)

         Церковь Святого Креста (Ахтамар)

Церковь святого Креста один из уникальных памятников армянской архитектуры и один из прекрасных примеров художественного течения в Армении IX—X веков. Построен в 915—921 годах зодчим Мануэлом. С 1113 года становится резиденцией Ахтамарского католикосата Армянской церкви. Причиной этого являлось не согласие 5 епископов с поставлением патриархом молодого Григора III Пахлавуни. В 1114 году Собор в местечка Шугра а Киликии низложил ахтамарского епископа Давида, однако последний, не подчинившись решению, провозгласил Ахтамарский Католикосат. Его юрисдикция распространилась только в части Васпуракана. С XIII века, в эпоху монгольского владычества, Ахтамарские католикосы избирались из рода Арцруни-Хеденекидов, тогда же этот сан становится наследственным. Пользуясь покровительством Джахан-шаха Кара-Коюнлу католикос Закария III сумел на короткое время объединить Ахтамарский Католикосат с Эчмиадзинским, но всего 14 епархий. В конце XVIII века после длительных споров между двумя католикосатами касательно разграничении юрисдикции, была признана главенство Эчмиадзина. Уже в конце XIX столетия Ахтамарский Католикосат имел 2 епархий с 302 церквями и 58 монастырями. В 1895 году епархии перешли в юрисдикцию константинопольского патриархата Армянской церкви. Монастырь опустел после 1915 годагеноцида армян.


                                     Скульптура и рельефы

Церковь святого Креста украшен фресками и богатейшей резьбой по камню, особенно знаменит оригинальными и весьма разнообразными по сюжетам-рельефами. При сохранении выразительности силуэта и массы храма, эти рельефы имеют самостоятельное культурное значение. Архитектор Мануэл, будучи также скульптором, покрыл весь фасад церкви рельефами религиозного и светского характера. Рельефы богаты орнаменами звериной и растительных мотивов. Тематическим разнообразием и в частности светским содержанием, особо выделяется рельефный пояс опоясывающий весь церковь и проходящий по верхней части фасада — так называемая «виноградная фриза» (иначе «Сбор винограда»). На рельефе виноградной лозы сплетены сюжеты уборки урожая, сцены охоты, пира, животные, фигуры людей и т. д. На восточной части фасада рельефный пояс прерывается скульптурой царя Васпуракана — ктитора Гагика Арцруни. Эти рельефы, по мнению А. Я. Каковкина, «по сюжетному и иконографическому многообразию, глубокому символизму не имеют себе равных... на всем христианском Востоке». В композиции «Вознесение Креста», расположенной под центральным окном западного фасада, отражено посвящение храма: представлена сцена поднесения царем Гагиком модели храма Иисусу Христу. На верхнем фризе храма исполнены горельефы, изображающие человеческие лица. По мнению Г. Гояна они изображают театральные маски. В целом Мануэл стремился к орнаментальности и отходил от прежней пластической ясности.
Фасадные поверхности церкви полностью покрыты рельефами из сюжетов Ветхнего и Нового Завета, образами пророков и апостолов, иногда портретами святых взятые в круглую структуру. Стилевые особенности ахтамарских рельефов позднее оказали влияние в миниатюрах «ванской» или «васпураканской» школы миниатюры.


Комментариев нет:

Отправить комментарий